Существует строгое молитвенное правило, в котором указано, что читать перед причастием в Светлую Седмицу. Оно отличается от стандартного. Поэтому перед Антипасхой надо заранее изучить каноны, чтобы правильно пройти обряды в церкви.
Содержание
Как подготовиться к причастию в Светлую Седмицу
Канон, который регулирует правила причастия во время Антипасхи был создан более 13 веков назад. Это произошло во время Трулльского собора в 691 году. Именно там было создано правило 66, согласно которому:
«От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся».
При этом подготовка к причастию после пасхальных праздников в период Светлой Седмицы требуется минимальная.
- Пост соблюдать не нужно. Еще Иисус Христос после преумножения хлебов сказал: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф.15:32). Христиане после завершения Великого поста уже не нуждаются в дополнительных ограничениях. Они и так уже проявили свою стойкость на пути к Богу. Поэтому не нужно себя излишне истязать и соблюдать пост накануне.
- Мясо разрешено. Более того, согласно все тому же 66 правилу, отказ от скоромной пищи в Светлую Седмицу – это настоящая ересь. Согласно церковным канонам, священнику и мирянам, отказывающимся от мяса из-за предрассудков, положена анафема. Но это правило не касается тех, кто просто следует вегетарианству или не может употреблять мясо по состоянию здоровья.
- Надо прийти в церковь натощак. Это единственное существенное ограничение. Как указывает протоиерей Валентин Уляхин, в раннем христианстве люди причащались ежедневно. В современном мире для большинства мирян это невозможно. Но именно в Светлую Седмицу желательно найти время на каждодневное причастие с понедельника по воскресенье.
Причастие разрешено для всех. Существует два в равной степени ошибочных мнения. Одни считают, что перед Пасхой и после праздника причащаются только миряне, находящиеся под епитимьей, а также греховные люди, которые пытаются замолить свои прегрешения.
С одной стороны, это верно, ведь именно в пасхальную неделю и Антипасху они могут читать молитвы, пройти причастие и очиститься в церкви перед лицом Бога, хоть в другое время путь в храм для них закрыт. Но это не значит, что остальным мирянам стоит отказываться от приобщения к таинству.
Также читайте: Можно ли пить на Пасху алкоголь
Есть и другое мнение, что в Светлую седмицу требуется какая-то особая подготовка к причастию. Что человек должен быть по-особенному чист прежде тем, как читать молитвы.
Однако протоиерей Димитрий Смирнов на подобные заявления указывает, что миряне должны ориентироваться на священнослужителей. Ведь им положено показывать путь остальным христианам и соблюдать церковные правила намного строже, чем людям, которые живут обычной жизнь и не могут посвятить всего себя Богу.
В то же время он сам после Великого поста не отказывается от мяса и не проходит специальной подготовки перед причастием. И к этому же призывает людей из своего прихода.
Что касается исповеди, то в Светлую Седмицу она считается необязательной, если человек исповедовался не ранее Лазаревой Субботы. В таком случае по благословению священника мирянин сразу допускается к причастию. Это правило, как и отказ от предварительного поста, связано с только что закончившейся Четыредесятницей.
Считается, что человек, соблюдавший Великий пост, и так шел по пути покаяния. Поэтому в светлый и радостный период Антипасхи праздник не стоит омрачать воспоминаниями о своих прегрешениях. Но только в том случае, если на душе нет более тяжелого греха.
Молитвы перед причастием
Традиции Антипасхи немного отличаются от подготовки перед причастием в другое время года. Общее правило включает три молитвенных канона, что надо читать на Светлой Седмице после Пасхи.
Первый среди них – пасхальный канон. Он читается на Утрене во время Литургии. Поэтому его нет нужды отдельно повторять дома и в другое время. Он заменяет также чтение Псалтыря и 3 канонов перед причастием.
Часы Пасхи
Это последование, что надо читать всю Светлую Седмицу вместо утренних и вечерних молитв, а также перед причастием:
Аще иерей: Благословен Бог наш:
Мирский же глаголет: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)
Ипакои, глас 8-й
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак, глас 8-й
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Тропари, глас 8-й
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя, Неописанный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показался светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.
Господи, помилуй. (40 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Именем Господним благослови, отче.
Иерей: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
И глаголем тропарь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Господи, помилуй. (Трижды)
Благослови. И отпуст от иерея.
Мирский же глаголет: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Последования ко Причастию
Согласно молитвенному правилу на Светлой Седмице, в тексте надо опускать псалмы. Поэтому перед причастием надо мысленно читать стихи Метафраста в переводе с литургического языка:
Также читайте: Что можно и нельзя делать на Пасху?
Вот, я приступаю к божественному Причащению; Создатель, не опали меня приобщением! Ибо Ты — огонь, недостойных сожигающий; но очисти же меня от всякой скверны.
Затем:
Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»
И стихи:
Содрогнись, человек, видя обоготворяющую Кровь: ибо она — горящий уголь, недостойных опаляющий. Тело Божие и обоживает меня, и питает: обоживает дух, ум же питает непостижимо.
Потом тропари:
Ты привлек меня любовью, Христе, и изменил божественным к Тебе стремлением. Но сожги огнем невещественным грехи мои и насытиться наслаждением в Тебе сподоби, чтобы я, ликуя, величал два пришествия Твои, Благой.
В светлый сонм святых Твоих как войду я, недостойный? Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, — одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак, и, связанный, изгнан буду Ангелами. Очисти, Господи, скверну души моей и спаси меня, как Человеколюбец.
Также молитву:
Владыка Человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой, да не в суд мне будет святыня сия за моё недостоинство, но во очищение и освящение души и тела, и в залог будущих жизни и Царства. Мне же — благо прилепляться к Богу, полагать в Господе надежду на спасение моё.
Какие молитвы должны прочитать дети
Многие родители, которые хотят подготовить своего ребенка к первому посещению храма, приурочивают его к Светлой Седмице. В это время правила того, как готовиться к причастию, и что читать перед таинством, более простые. Детям не надо поститься и легче запомнить текст. Так, священнослужители рекомендуют читать 3 молитвы:
Отче наш — 3 раза
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
Богородица Дево радуйся — 3 раза
Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Символ Веры — 1 раз
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
Признаю одно крещение для прощения грехов.
Ожидаю воскресения мертвых,
и жизни будущего века. Аминь.
Не надо переживать, если ребенок или вы сами совершите ошибки, еще не привыкнув к соблюдению всех обрядов перед причастием. Богу важны не поклоны и пустые слова. Гораздо важнее истинное желание избавиться от греха и следовать к свету.
Как вам статья?
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!